Открытое занятие «Насекомые»
11.10.2020Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)
: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширить и закрепить знания детей о насекомых, ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
: Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Развивать образность речи. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия: 1. Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги». Воспитатель: — Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
2. Организационный момент. Дети садятся на пол, накрытый зеленой тканью, на которой одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель: — Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3. Введение в тему. Воспитатель:- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст
Однажды над насекомыми
Пронесся злой паук.
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей
И пчелы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания,
И доброту возьми, и этим шестипалым
Малышкам помоги!
Воспитатель: — А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми: — Закройте все глаза и повторяйте за мной: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
4. Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску.
1. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее (стрекоза). Воспитатель: — Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
2. сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее (пчела).
Воспитатель:- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
3. Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
Воспитатель: — Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
4. Она ярка и красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Воспитатель: — Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
5. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка)
Воспитатель: — А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) — А паук – это насекомое? (нет. У него 8 лапок.)
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Молодцы, все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5. Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
— Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
— Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: — Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле магнитной доски. На доске расположены картинки.
6. Игра «4 лишний».
Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: — Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
-Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
-Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
-Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
-Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
7. Игра «Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель: — Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам.
Воспитатель: — По какому признаку вы разложили бабочек?
Ребенок объясняет: -Мы разложили бабочек по форме.
Воспитатель: — А сейчас попробуйте разложить бабочек на группы, но по – другому. По какому признаку вы разложили бабочек?
Ребенок: — Мы разложили бабочек по цвету.
Воспитатель: — А по какому еще признаку можно разложить бабочек?
Ответы детей: — По размеру.
Воспитатель: — Разложите бабочек по размеру.
Воспитатель: — Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).
Воспитатель: — Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель: -Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу: — Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей: — Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель: — Кто появляется из яйца?
Ответы детей: — Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель: — Что делает гусеница?
Ответы детей: — Она питается листьями и растет.
Воспитатель: — В кого она превращается?
Ответы детей: — Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: — Кто выходит из куколки?
Ответы детей: — Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
-Бабочка отложила яички на цветке.
-Потом появилась гусеница.
-Гусеница питалась листьями и росла.
-Потом гусеница превратилась в куколку.
-Вот из куколки появляется бабочка.
-У неё мокрые крылья.
-Бабочка сушит крылья на солнышке.
-Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым! Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова:Закройте глаза и повторяйте за мной:
— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
— Вам понравилось быть насекомыми?
— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Воспитатель:- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу!
Воспитатель: Ашихмина Е.Н.
Задайте вопрос или оставьте отзыв